Гринатом – главная организация Росатома

Читатели продолжают тему.

Прежде чем рассказать о главной организации Росатома (почему главной будет понятно позже) не могу оставить без комментария недавнюю инициативу главного закупщика.
Роман Зимонас, директор по закупкам Росатома
:

- Мы не намерены останавливаться на достигнутом и продолжаем искать новые инструменты повышения эффективности закупок, один из которых – категорийные закупки. Необходимая предприятиям Росатома продукция распределяется по категориям. После детального изучения рынка и особенностей продукции разрабатывается стратегия закупки каждой категории для одного или нескольких заказчиков. Экономический эффект от таких закупок в среднем порядка 25%. Например, закупка 135 единиц грузового автотрансопорта для 33 отраслевых предприятий с учетом актуальных цен поставщиков. обошлась бы Росатому порядка 403 млн. руб. Мы же пошли по другому пути: унифицировали все технические характеристики заказчиков, провели централизованную закупку, победителем которой стал ПАО "КАМАЗ" с ценой 287 млн. руб. Экономический эффект составил 116 млн рублей или 29%.

Представляю себе ситуацию: предприятию необходимо обновить машину, которая перевозит раз в день не тяжелый, но объемный груз из одного цеха в другой. При этом по пути этой машине надо проехать под низким трубопроводом, развернуться на узком участке между зданиями и задним ходом въехать в цех для загрузки/разгрузки. Лет 5 с этим замечательно справлялась обычная Газель. И вот подает предприятие заявку на новую Газель, а ему бац – Камаз. Получите и распишитесь. И будет думать главный инженер, как теперь ему перевозить тот же груз новой машиной, которая не входит в ворота цеха. А другое предприятие заказало тягач для перевозки тяжелого прицепа. А получило опять Камаз.. Примеры конечно утрированы, но из 135 машин явно найдется, и не одна, которая просто не способна выполнить ту функцию, для которой ее заказывали. И как потом объяснить экономический эффект от этой затеи тому главному инженеру, для которого новый Камаз будет хуже старой Газели.. А всего-то просто «унифицировали все технические характеристики заказчиков». Сотню заявок от 33 предприятий свели в одну универсальную… Костюмы для себя господа из Росатома покупают кто где и какой хочет.. А вот автомобили для других унифицировали..

У людей, не связанных с Росатом, может возникнуть вопрос: а о каких заявках идет речь? Разве самостоятельное предприятие, получающее прибыль от своей деятельности не может купить новую машину, ту, которая необходима? Оказывается, не может, если это предприятие находится в Росатоме. И не только машину. Дверную петлю за 50 рублей не может купить без одобрения одной очень важной организации, находящейся в Нижнем Новгороде и называемой «Многофункциональный общий центр обслуживания (МФ ОЦО) ЗАО «Гринатом».

На официальном сайте компании можно найти такую информацию:

«ЗАО «Гринатом» создан в 2009 году в рамках Программы трансформации информационных технологий (ПТ ИТ) Госкорпорации «Росатом». В ходе ПТ ИТ обеспечивающие функции предприятий – бухгалтерский и налоговый учет, управление персоналом и ИТ-поддержка – автоматизируются с помощью единых технологических решений и переводятся на обслуживание в ОЦО. Главная цель создания МФ ОЦО – освободить предприятия отрасли от второстепенных функций, не связанных с созданием стоимости продукции, и повысить качество этих функций за счет использования единых корпоративных систем и методологий».

Звучит очень красиво. А что же на практике? На практике все выглядит, мягко говоря, иначе..

Прежде всего, надо сказать, что вся работа компании Гринатом основана на применении продуктов немецкой компании SAP AG. Если посмотреть даже беглым взглядом в интернете информацию о продуктах этой компании, то можно увидеть, что практически все источники говорят, что это очень сложная и очень дорогая система, которую необходимо не просто купить, но и настроить под конкретное предприятие. И в дальнейшем обслуживать и настраивать под возможные требования клиентов. Что, опять- таки, удовольствие не дешевое (не забываем, что в составе Росатома более 300 предприятий). На этом, собственно, и держится эта немецкая компания.

Но раз Росатом решил внедрить продукты именно этой системы, то видимо не просто так. Как сказано в рекламном буклете компании SAP, она «..представляет инновационные технологии интеграции бизнес-среды предприятий и организации широкого, эффективного сотрудничества, охватывающего всех участников бизнеса. Компании растут, вместе с ними наращивается и информационно-технологическая архитектура компании. Но рост не всегда означает развитие. Разнородная и устаревшая ИТ-среда снижает гибкость компаний и не позволяет своевременно внедрять новые прогрессивные технологии. Необходимость интеграции не вызывает сомнений, но сложность интеграционных процессов и связанные с ними высокие затраты реально отдаляют большинство компаний от достижения своих стратегических бизнес-целей. Помочь компаниям быстро и эффективно создать единую и целостную среду для интеграции всех ресурсов призвана интеграционная платформа SAP NetWeaver» (http://www.aris-portal.ru/docs/SAP_Netweaver.pdf). Не знаю, для кого это рассчитано, но весь текст рекламного буклета написан в таком стиле, который, кстати, очень перекликается с высказываниями руководства Росатома. Там тоже через слово бизнес-проекты, бизнес-цели, эффективность бизнеса, интеграции и т.д. Еще в дополнение к немецкой SAP предприятия также принудили пользоваться российской 1C ERP. Оба этих программных продукта по идее должны работать в тесном сотрудничестве в единой информационной среде.

Но может нам, простым смертным, не дано постичь весь эффект от такого глобального объединения и новейшие программные разработки разных стран смогут объединить в одно целое предприятия по добыче урана, атомные станции, научные институты и производства самого различного профиля? Вполне это допускаю. Потому что специалистов во всем не бывает. Но для любого нормального человека понятно, что внедрение чего-то нового должно преследовать хоть одну разумную цель. А лучше, больше чем одну. Это может быть повышение эффективности по сравнению с действующим процессом, снижение себестоимости процесса с достижением как минимум тех же результатов, значительное повышение эффективности процесса либо значительное упрощение выполнения процесса, пусть за счет чуть более высокой цены. Но хоть что-то должно улучшиться. В Росатоме все происходит с точностью наоборот. После принудительного внедрения своих услуг Гринатомом, все к чему он прикасается, стало выполняться дольше, труднее и дороже. Без особых комментариев приведу несколько примеров.

Услуги Гринатома по  бухгалтерскому и налоговому учету предприятиям отрасли. Информацию о том, как это должно выглядеть, можно посмотреть на сайте: http://www.greenatom.ru/wps/wcm/connect/green/site/activity/nbservice/. Из прочитанного может сложиться мнение, что данная фирма полностью заменяет собой бухгалтерию любого предприятия, которому оказывает свои услуги, а сама бухгалтерия становится ненужной, и за счет этого появляется экономический эффект. Люди хоть немного знакомые с бухгалтерским делом сразу спросят: работа и текущие платежи в ходе нее, закупка расходных материалов, оплата различных услуг, заключение договоров и т.д. производятся здесь, а бухгалтерия за тысячи километров? Как это возможно? А никак. Поэтому в реальной жизни бухгалтерия как работала, так и работает. Только теперь помимо перехода на платформу 1С ERP дополнительно собирает и пересылает всю первичную документацию (счета, акты, платежки, накладные и т.д.) в Гринатом (для этого все бумаги надо предварительно подготовить и отсканировать). «Специалисты» Гринатома просто контролируют все то, что уже сделано бухгалтерией, постоянно уточняя различные детали, требуя недостающие (по их личному мнению) документы, пытаясь вникнуть в особенность работы конкретного предприятия. А заодно подправить 1С ERP под особенности конкретного предприятия. Весь этот процесс ведется с помощью и в тесном взаимодействии с бухгалтерией этого предприятия. Когда же Гринатом в конце концов, закрывает период и подтверждает правильность работы бухгалтерии он… разрешает бухгалтерии предприятия подписаться под всем этим. Потому что бухгалтерское сопровождение Гринатома не предполагают ответственности. Вот такая услуга с оплатой, но без обязательств. А поскольку закрытие периода теперь происходит ежемесячно (хорошо не еженедельно) сканирование/пересылка всей первички происходит постоянно. В чем глубокий смысл работы Гринатома, кроме взимания платы за уже сделанное чужими руками не очень понятно..

А если предприятию нужно купить какую-нибудь продукцию для своей деятельности? Например, ту самую дверную петлю или пару болтов, чтобы закрепить доску объявлений? А вот тут вступают в действие продукты компании SAP. Для того, чтобы купить любую! продукцию с любой ценой ее необходимо найти и описать в единой номенклатурной базе данных всех закупок, за доступ к которой необходимо заплатить! А если вам так повезло и вы решили купить какую-то особую дверную петлю, которые есть почти в каждом магазине, но нет в этой базе данных? Нужно просто данную петлю внести в базу как новую позицию. Делают это, естественно, специалисты Гринатома за отдельную плату. При этом нужно указать все мыслимые и немыслимые параметры: от цвета и толщины покрытия до области применения и соответствия различным ТУ. Вы когда покупаете винт с гайкой для ремонта дивана в доме, задумываетесь, каким ТУ этот болт соответствует? А какой толщины покрытие на нем и из чего? И вообще, какая область применения этого болта? Вы просто идете и покупаете за 15 рублей болт и гайку. А сотрудники предприятия Росатома должны выполнить сложно-запутанную процедуру для того, чтобы им только разрешили купить болт или дверную петлю для повседневной работы! Но вот вам повезло и вы, наконец, смогли внести новую позицию в базу данных. Думаете это все? Это только начало! Ибо сама база данных не несет никакой смысловой нагрузки. Она не производит покупку, не выдает никаких документов, не отвечает за качество закупаемой продукции. Ничего. Она только подтверждает ваше намерение купить необходимую продукцию, так как данные по этой продукции появляются в программе бухгалтерского учета предприятия (1С ERP) и в еще одной специализированной программе компании SAP, предназначенной для обработки предложений потенциальных поставщиков (с использованием ЕОСЗ со всеми его «прелестями») и подготовки пакета документов для проведения закупки.

Иногда бывает, что необходимо изменить параметры внесенной позиции. Например, килограммы дорогой сварочной проволоки исправить на погонные метры. Опять звонки, опять объяснения, и снова звонки.. Потому что оказывается изменения в одной программе не отражаются автоматически в другой.. И все изменения вносятся в Нижнем Новгороде. Гринтаом сам честно признается, что программы «сырые» и требует доработки. Продолжая при этом уверенно брать плату за свои навязанные услуги.

А что делать, если необходимо купить не обычную дверную петлю, о которой все имеют какое-то представление, а что-то более сложное и специфическое для атомной отрасли? Процедуру согласования закупки и самой закупки лучше всего характеризует цитата генерального директора компании «Атомкомплект», которая осуществляет функции уполномоченного органа по проведению процедур закупок стоимостью более сто миллионов рублей для организаций Росатома: «Я вижу, как молодые закупщики обрастают знаниями. Они и работают в одной отрасли, но с разными компаниями. Сегодня ты покупаешь турбины для атомной станции, завтра – серу для предприятий АРМЗ, послезавтра – запчасти к ТВЭЛам. Интересно смотреть на коллег, которые со временем начинают использовать технические термины. Некоторые разговаривают с инженерами, конструкторами на одном языке». О как! Со временем! Оказывается, некоторые закупщики только начинают слегка понимать, что они вообще покупают! А как, интересно, таким «специалистам» объяснить, что сильфон и сифон это две разные вещи и тут нет ошибки, когда для них нет никакой разницы, что покупать: деталь реактора для атомной станции или унитазы для общественных туалетов. Главная цель - экономия на начальной цене!

Но самое интересное не в самой извращенной процедуре закупок, а в том, что за все эти никому не нужные безответственные псевдоуслуги низкого качества, на которые тратится колоссальное количество времени и людских ресурсов необходимо платить! За доступ к базе данных, за внесение в нее новой позиции, за дублирование бухгалтерии предприятия.. В конце концов, за доработку программных продуктов SAP и 1C! Цена всех этих «услуг» - десятки миллионов рублей в год.

Но кроме помощи в закупках и бухгалтерии Гринатом помогает предприятиям еще в нескольких направлениях. Естественно, на принудительной основе. Пожалуй, наиболее маразматичная и абсурдная услуга Гринатома это управление персоналом сторонних предприятий. Естественно с помощью SAP. С точки зрения логики сложно представить, как можно управлять персоналом предприятия численностью в несколько тысяч человек, находясь за тысячи километров от предприятия. Однако Гринатом и это умеет.. Если посмотреть на перечень услуг в области управления персоналом (http://www.greenatom.ru/wps/wcm/connect/green/site/resources/8dd838004641d1b5b3eafb11bb757315/service_catalog.pdf), то можно увидеть, что он охватывает все возможные случаи: от приема на работу, оформления командировок и изменения штатного расписания до предоставления различных справок работникам предприятий. То есть все то, что раньше делали несколько работников отдела кадров любого предприятия за скромную зарплату, теперь делает Гринатом за абонентскую плату на порядок превышающую эту зарплату. А как можно оформить командировку или больничный работнику из другого города? Очень просто. Пишется заявка на командировку. Потом она сканируется и отсылается в Гринатом. Потом оттуда приходит оформленная бумага, которую надо подписать на месте и снова отправить в Гринатом. Тоже самое с любой другой функцией отдела кадров: заявка, сканирование, отправка, ответы на вопросы, исправления, возврат оформленной бумаги, подпись на месте, сканирование, отправка… А как из другого города отследить явку или опоздание на работу персонала? А никак. Будьте добры заполнить десятки (это не шутка – десятки!) бумаг о явке или неявке, больничных, прогулах, задержках из командировок и т.п. и предоставить их Гринатому. Заполнить естественно вручную. Информация из бумаг вручную (а как иначе?) вносится в «автоматизированную систему управления персоналом». И эта система настолько автоматизированная, что количество оформляемых бумаг и время принятия решения выросло в разы!

И ведь что самое интересное. Учитывая специфику атомной отрасли (десятки тысяч человек, работающие по разному сменному графику, в том числе с учетом вредных условий, громадный диапазон закупаемой и выпускаемой продукции, различные уровни секретности, развитие новых направлений, постоянные реорганизации, сокращения, изменения названий, бесконечное изменение ЕОСЗ и т.д.) даже теоретически сложно представить систему, управляющую всем этим из другого города в автоматическом режиме. Про то, что у нас управляемое предприятие и управляющий Гринатом могут находиться в разных часовых поясах и говорить неудобно.. Один из лозунгов Гринатома – «Мы работаем для вас!». Так и хочется спросить – «А кто вас просил??».

Еще один интересный момент. Большая загадка, где вообще находится Гринатом и сколько в нем сотрудников. На официальном сайте есть московский адрес, хотя все кто пользуется услугами Гринатома, знают про Нижний Новгород. И тут же карта с 21 филиалом в разных городах России. Получается, пытаясь сократить часть персонала на предприятиях, Гринатом создал целую сеть подразделений, выполняющих те же функции?

Я не знаю как системы SAP работают на других российских предприятиях, не входящих в Росатом. Как они работают за рубежом. Возможно, что со временем можно объединить все эти системы в единое работающее информационное пространство и для Росатома (хотя я лично не понимаю как можно объединить в единое целое предприятия не имеющие ничего общего). Но почему это нужно делать после внедрения на предприятия и за счет самого предприятия??

Точную стоимость услуг ЗАО «Гринатом» найти практически невозможно. С уверенностью можно сказать только, что эта сумма в разы (если не на порядки) превышает зарплату специалистов, сокращаемых за счет навязывания таких услуг. Как говорилось выше, речь идет о десятках, если не сотнях миллионов в год с каждого предприятия. С руководителями, которые пытались сопротивляться такому откровенному беспределу, не церемонятся: подставное дело, обвинительный приговор, тюрьма: http://proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=6148.

Обобщая все вышесказанное, хочется задаться вопросом. ПСР, закупки, Гринатом. Все появились примерно одновременно. Все аккуратно, но очень настойчиво, в приказном порядке, навязываются предприятиям. Отказаться невозможно. Я не слышал ни одного доброго слова об этих нововведениях. Все они в явной или в косвенной форме замедляют (иногда останавливают) производственный процесс либо отвлекают персонал от выполнения основных функций. Абсолютно все они значительно увеличили количество бумаг, без которых еще несколько лет назад все прекрасно обходились. Случайно ли это? Все якобы делается ради экономии и совершенствования процесса управления предприятиями. А кто оценивал эту экономию кроме самого Росатома? Спросили хоть одного главного бухгалтера или начальника отдела кадров, нужна ли ему такая помощь? Кто оценивал, во что выливается эта экономия на всем? С учетом всех затрат, которые появляются в результате этой «экономии» и возможных последствий.

Самый простой пример из совсем свежего: http://proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=6119 . Тут уже чистый ущерб под миллиард.. А в росатомовских газетах только бравурные заметки о новых проектах ПСР и новых экономических достижениях.

А еще на все это можно посмотреть с другой стороны. Достаточно одной диверсии, в явном виде или в виде кибератаки, и остановив деятельность одной только организации, парализуется работа всего Росатома. Кто-нибудь вообще задумывался о такой возможности «оптимизации»? Если завтра случится пожар в серверной Гринатома, через сколько времени предприятия, в том числе и работающие на выполнение гособоронзаказа, смогут возобновить нормальную работу?

Как известно, когда начинают что-то пиарить с удвоенной силой, это верная примета, что с этим «что-что» не все хорошо. В последнее время в фирменной газете «Страна Росатом» чуть ли не в каждом номере выходят большие статьи про образцовую систему закупок и прекрасные проекты ПСР. Если все так хорошо, то зачем об этом хвастаться самому себе, учитывая, что 90% читающих эту газету сотрудники атомной отрасли?

С каждым годом все больше и больше инноваций в работе, навязанных из Москвы. Новые проекты явно сырые, не доработанные. Все исправляется уже после внедрения ценой больших усилий. Количество бумаг растет в геометрической прогрессии. И все меньше остается времени для основной работы. Когда же и где будет пройдена та черта, за которой безопасность и качество работы уже просто невозможно будет гарантировать? И во что это выльется?