Константин Никифоров. По результатам визита папы в Азию

Вечером 2 декабря папа Франциск завершил 21-ю апостольскую поездку по странам Азии, которая началась 26 ноября с посещения Мьянмы.

http://ru.radiovaticana.va/news/2017/12/02/%D0%BF%D0%B0%D0%BF%D0%B0_%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%81%D0%BA_%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B8%D0%BB_%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%82_%D0%BF%D0%BE_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BC_%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%B8/1352564
"На пути в Италию Папа Франциск опубликовал сообщение в популярной сети «Твиттер»:
«Дорогие друзья из Мьянмы и Бангладеш, благодарю вас за приём! Я призываю на вас Божественные благословения гармонии и мира».

http://www.lastampa.it/2017/12/01/vaticaninsider/eng/the-vatican/the-pope-the-presence-of-god-today-is-also-called-rohingya-ovH6xW31yDqvrg1K4AJW5J/pagina.html
"По завершении межконфессиональной миротворческой встречи в Дакке Папа Франциск встретился с группой мигрантов народности рохинья, которые бежали из Мьянмы. Святейший Отец попросил у них прощения «от имени всех людей, которые их преследуют и причинили им боль; и особенно за безразличие со стороны мира».
Папа Франциск подчеркнул, что Господь создал человека по Своему образу и подобию:
«Все мы являемся Его образом, также эти братья и сёстры; они тоже являются образом Бога живого. Традиция ваших религий говорит, что вначале Бог взял немного соли и бросил её в воду, которая была душой всех людей; каждый из нас несёт в себе частицу Божественной соли. Эти братья и сестры несут в себе соль Бога».
Святейший Отец отметил, что многие из них нашли приют в Бангладеш, и обратился к общественности с горячим призывом: «Будем и дальше делать для них добро и помогать им, действовать, чтобы их права были признаны. Давайте не закрывать сердца и не отворачиваться. Сегодня присутствие Бога называется также рохинья. Пусть каждый из нас даст свой ответ», - призвал в конце обращения Папа Франциск" ( конец цитаты).

Уже в самолете в беседе с журналистами папа не скрывал удовлетворения от прошедшего визита. Он добился поставленной цели.

http://ru.radiovaticana.va/news/2017/11/30/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%BC%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%BC%D1%8B_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%91%D1%82_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D1%83%D1%8E_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8E/1352077
"Правительство Мьянмы сообщило о проведении Третьей мирной конференции с участием этнических меньшинств: в конце января 2018 года будут продолжены переговоры с вооруженными этническими группами. Мероприятие было назначено ​​в связи с апостольской поездкой Папы Франциска в эту азиатскую страну. Напомним, что в первый день своего визита Святейший Отец встретился с верховным главнокомандующим генералом Мин Аун Хлайном в резиденции архиепископа Янгона.
Правительство Мьянмы подписало договор о прекращении огня восемью вооружёнными этническими группами, также благодаря участию министра иностранных дел Аун Сан Су Чжи, организатору мирной конференции с этническими меньшинствами. Главная цель январской встречи - принятие рамочного соглашения для всех вооруженных меньшинств ради установления прочного мира в стране" ( конец цитаты).

Не успел папа улететь в Италию, как Аун Сан Су Чжи ( почувствовала подвох?) отправилась в Пекин за консультациями.

http://russian.news.cn/2017-12/01/c_136793879.htm
" Генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР Си Цзиньпин провел в пятницу встречу с государственным советником Мьянмы Аун Сан Су Чжи, находящейся в Пекине для участия в Диалоге КПК с мировыми политическими партиями на высоком уровне.

(...)По его словам, то взаимопонимание, взаимная поддержка и взаимодействие, которые поддерживают две страны в вопросах, касающихся ключевых интересов другой стороны, и существенный прогресс в практическом сотрудничестве в разных сферах позволили обеспечить тенденцию здорового и стабильного развития двусторонних отношений. В укреплении политической основы отношений и дружбы между народами позитивную роль играют дружественные связи между КПК и НЛД, констатировал китайский лидер.

Партия и правительство Китая привержены курсу на дружбу с Мьянмой, заявил Си Цзиньпин. Он, в частности, высказался за поиск новых точек роста сотрудничества, включая создание экономического коридора Китай-Мьянма, поддержание тесных контактов между правящими партиями, которые, давая политические ориентиры двусторонним отношениям, могли бы, по его словам, внести новый вклад в развитие отношений всеобъемлющего стратегического сотрудничества и партнерства между Китаем и Мьянмой.
(...) Аун Сан Су Чжи выразила благодарность за приглашение на такое беспрецедентное мероприятие, как Диалог мировых политических партий. Отношения с Китаем, заявила она, имеют особо важное значение для Мьянмы. И повышенное внимание двусторонним отношениям со стороны Си Цзиньпина будет способствовать тому, чтобы они стали еще более тесными, а сотрудничество по экономическому коридору и в других сферах дало результаты, убеждена Аун Сан Су Чжи. Также она высказала надежду на дальнейшее углубление обменов между правящими партиями двух стран" ( конец цитаты).

Тут в развитие событий вмешиваются другие, ранее казавшиеся несущественными факторы.

http://www.atimes.com/article/new-cold-war-indian-ocean/

"Индийском океане разворачивается новая «холодная война», в которой на одной стороне выступает неофициальный альянс, включающий Соединенные Штаты Америки, Индию, Австралию и Японию, а на другой – Китай. Хотя напряженность в океане еще не достигла такого накала как в Южно-Китайском море, которое является предметом ожесточенных территориальных споров, несомненно, потенциал конфликта в этом стратегически важном регионе заметно растет.

Более 60 процентов морских перевозок нефти осуществляются через Индийский океан, в основном с нефтяных месторождений в странах Ближнего Востока в Китай, Японию и другие азиатские страны, импортирующие топливо. По тем же морским торговым путям перевозятся 70 процентов всех контейнерных грузов между промышленно развитыми странами Азии и остальным миром.

В то время как морской трафик через Атлантику в последние годы несколько сократился, а интенсивность перевозок через Тихий океан держится в основном на неизменном уровне, объем торговли через Индийский океан стремительно нарастает. Обеспечение безопасности этого торгового и прочего мореплавания выдвигается в качестве обоснования проведения ежегодных широкомасштабных военно-морских учений под названием «Малабар» с участием Индии, Японии и Соединенных Штатов.

Впервые в современной истории Китай осуществляет в регионе Индийского океана собственные меры по защите своих торговых путей и поставок энергоносителей. Хотя на первый взгляд действия Пекина могут показаться вполне безобидными, они привели к тому, что Китай оказался на грани столкновения с США и их региональными союзниками, то есть фактически с новым неформальным антикитайским альянсом в регионе.

Стратегическая атмосфера накаляется. В порту Обок в Джибути, расположенном на Африканском роге в непосредственной близости от южных ворот в Красном море и Суэцкого канала, Китай создал свою первую зарубежную военную базу, якобы с целью борьбы против пиратства.

В то же время, этот китайский военный объект расположен рядом с важным объектом США, также действующим на территории Джибути. Что еще более важно, китайская база расположена в непосредственной близости к другим более крупным американским базам в регионе, включая огромный комплекс на острове Диего-Гарсия, к югу от экватора в Индийском океане, а также военным объектам США в странах Персидского залива.

Индия, главный региональный соперник Китая, всегда считала Индийский океан своим «собственным озером», частью своей сферы влияния в Южной Азии. В этой связи Нью-Дели чрезвычайно обеспокоен растущей активностью Китая в этом регионе, тем более что представители служб безопасности неоднократно фиксировали перемещения китайских подводных лодок в непосредственной близости от Андаманских и Никобарских островов.

В 2001 году Индия создала новое Дальневосточное военно-морское командование FENC, расположенное на этих архипелагах для защиты своих интересов в регионе. Согласно сообщениям СМИ, план его создания был опубликован непосредственно после закрытой встречи в 1995 году между тогдашним премьер-министром Индии Нарасимхой Рао и президентом Соединенных Штатов Биллом Клинтоном. План получил свое завершение, когда Клинтон нанес визит в Индию в 2000 году.

Как писал индийский журналист Судха Рамачандран в интернет-издании «Asia Times», «FENC будет располагать новейшими военно-морскими системами электронной войны, радиус действия которых может достигать Юго-Восточной Азии». FENC также является первой и единственной военной единицей индийских вооруженных сил, которая включает сухопутные войска, военно-морской флот и военно-воздушные силы, обладает двумя военно-морскими базами, 15 кораблями, четырьмя военно-воздушными базами и базами авиации ВМС, а также двумя армейскими бригадами.

Австралия, контролирующая стратегически расположенные территории, остров Рождества и Кокосовые острова, которые считаются ее внешними территориями, в не меньшей степени обеспокоена недавним появлением Китая в Индийском океане. Австралийские средства радиоэлектронной разведки на Кокосовых островах внимательно следят за всеми передвижениями в этой акватории.

Если соперничество между мировыми сверхдержавами, Соединенными Штатами и Китаем, или обострение напряженности между Китаем и Индией, проявится в Индийском океане, Австралия окажется хорошо подготовленной к защите своих интересов, а также сможет помочь союзникам.

Кроме того, важным региональным игроком является и Франция, которая не участвует в совместных военно-морских учениях, но является партнером Америки по Организации Североатлантического договора (НАТО). Будучи наименее значительной из региональных держав, из-за того, что она владеет лишь небольшими островами, разбросанными по всему огромному морскому региону, Франция в то же время располагает огромной исключительной экономической зоной в Индийском океане, площадь которой составляет 2,5 миллиона квадратных километров.

Помимо заморских департаментов Майотта и Реюнион, Франция контролирует огромную необитаемую группу островов Кергелен и близлежащий архипелаг Крозе, острова Иль-Сен-Поль и Иль-Амстердам, а также небольшие необитаемые острова вокруг Мадагаскара и к востоку от него.

Париж располагает станцией слежения за спутниками на территории архипелага Кергелен. Кроме того, около сотни «ученых» базируются на архипелаге Крозе и островах Сен-Поль и Амстердам. У французских вооруженных сил имеется также пехотный полк в Реюньоне, а кроме того на Майотте присутствует французский Иностранный легион, защищающий обширные региональные интересы Парижа, многие из которых уходят корнями в былую колониальную эпоху.

Новая широко пропагандируемая китайская инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП), провозглашенная в октябре 2013 года, целью которой является расширение инфраструктурных возможностей в регионе и развитие торговли, подчеркивает намерение Пекина добиться статуса мировой державы.
(...)До конца восьмидесятых годов военно-морской флот Китайской Народной Республики оставался береговым флотом. Другими словами, у него не было доступа к мировому океану, которым располагали Соединенные Штаты и другие морские державы. Лишь в девяностых годах, после распада Советского Союза и перехода к более агрессивной внешней политике, китайские лидеры оставили в прошлом споры о сухопутных границах и обратили свое внимание на океаны.

К этому моменту Китай превратился в крупную экономическую державу, которая нуждалась в мощных вооруженных силах, включая военно-морской флот, для защиты своих обширных торговых и иных интересов на море. Сегодня, как показывают китайские вылазки в Индийском океане, а также направленные против Китая совместные военно-морские учения, в регионе формируются потенциальные линии противостояния между великими державами.

Хотя ситуация на данный момент далека от открытой конфронтации, инициатива ОПОП и новый военный объект Китая в порту Обок угрожает нарушить спокойствие. И хотя Китай явно намерен сохранить свое присутствие в Индийском океане, формирующийся альянс, главной функцией которого является противодействие расширению китайского влияния, возможно, недолго будет оставаться неформальным и скрываться за совместными военно-морскими учениями без объявления какой-либо официальной геополитической цели" ( конец цитаты).

В этих условиях роль Мьянмы неизмеримо возрастает, она для Пекина "ключ" к Индийскому океану.. И ему далеко небезразлично, кто будет править страной и сохранит ли Мьянма собственный суверенитет.