Маленькие хитрости «самоизоляционного» судопроизводства

Вчера знакомый обратился за юридической консультацией по порядку отмены судебного приказа о взыскании «долга» непонятного происхождения.

Информация о внезапно возникшем долге (около 14 тысяч рублей) была им обнаружена в личном кабинете на портале Госуслуги. Так как никаких неоплаченных долгов он никогда не имел, кредитов не брал, то был немало удивлен этим обстоятельством.

Поискал на портале Единого информационного пространства мировых судей г. Москвы и обнаружил, что в отношении него 05 марта 2020 года было подано заявление о выдаче судебного приказа, которое в день обращения было зарегистрировано, рассмотрено и удовлетворено судом. (Чтобы не быть голословной - номер участка мирового суда 408, судья Иванченко А. В.).

В качестве истца выступил некий Анисимов Р. Ю., человека с такой фамилией и инициалами мой знакомый не знает. В долг ни у него, и ни у кого-либо другого денег не брал, кредитов не оформлял.

По информации на сайте суда — судебный приказ вступил в законную силу 09 апреля 2020 года, более того, по нему уже выдан исполнительный лист и судебные приставы возбудили исполнительное производство 15 июня 2020 года.

Должнику удалось дозвониться в 408 судебный участок и задать вопрос, откуда взялся долг. Ему задали встречный вопрос, - имел ли он какое-то отношение к одному уважаемому банку? Название банка здесь не привожу, так как выплата заплаты ему производилась через банк N* на зарплатную карту, как военнослужащему... Правда было это много лет тому назад, он уже давно военный пенсионер и его зарплатная карта уже много лет, как закрыта в связи с выходом на пенсию.

Хочу заметить, что мой знакомый строго соблюдал требование московской мэрии о необходимости самоизоляции для людей «старшего возраста», как для находящихся в группе риска. В середине марта еще до введения цифровых пропусков он с семьей успел выехать в деревню, где два с половиной месяца благополучно отдыхал в режиме «самоизоляции».

У меня, как у юриста возникли некоторые вопросы.

1. Каким образом из банка N* «утекли» третьим лицам персональные данные военнослужащих МО РФ, пусть даже и вышедших в отставку?

2. Каким образом суд рассмотрел дело и выдал приказ и исполнительный лист к нему, даже не поставив в известность ответчика?

3. Каким образом судебные приставы ведут исполнительное производство без надлежащего оповещения должника и вручения должнику постановления о возбуждении исполнительного производства?

Казалось бы, дело выеденного яйца не стоит, - отменить судебный приказ, закрыть исполнительное производство и дело с концом, так как по заявленным требованиям давно пропущен процессуальный строк. На что же рассчитывал взыскатель?

Думаю, что расчет был прост — быстро списать с банковской карты всю сумму долга (почти всю пенсию), а потом, даже если суд отменит дело, возврат денег займет как минимум полгода, а то и год. Приставы будут уверять, что все деньги передали взыскателю, и отправят пенсионера взыскивать с Анисимова Р. Ю., но уже по месту его регистрации, в какую-нибудь Тьмутаракань, да еще в условиях второй волны «самоизоляции», которую наметили с 15 июля...

Вот что интересно, судья-то видела, что требования находятся за пределами процессуального срока, и далеко не бесспорны. (Возможно, банк насчитал за обслуживание давно закрытой карты) И у приставов не возникло никаких сомнений...

Помню, хоть и давно это было, на вокзале в Цюрихе, на табло с расписанием поездов периодически бегущей строкой появлялось объявление следующего содержания: «Внимание! В зале ожидания работают карманники»... Появлялось это объявление каждый раз, когда в зал ожидания входил кто-то, кого швейцарская полиция уже однажды ловила «на кармане» и внесла в свою базу данных. Не важно, вышел ли карманник на работу, или просто ехал куда-нибудь. Меня этот метод борьбы с мелкими карманными кражами тогда немало позабавил, а сейчас я думаю, что такая бегущая строка была бы вполне уместна на фасадах некоторых наших государственных учреждений, призванных защищать закон.

Зачем рассказала эту историю? Я почти уверена, что это не единичный случай, и скупщики просроченных банковских долгов, чесом прошлись по судам именно в период коронавирусных ограничений.

Так что, уважаемые «самоизолировавшиеся граждане», очередной раз, почувствовав заботливую руку государства в своем кармане, не поленитесь, помимо заявления об отмене судебного приказа и о прекращении исполнительного производства, черкните пару строк в ведомство Бастрыкина, а заодно и в прокуратуру на действия приставов, и в квалифколлегию — на судью. Кому — коронавирус, а кому — «окно возможностей».