Михаил Яхкинд. Почему Россия опередила всех в борьбе с коронавирусом

На а основании данных сайта Worldometer Coronavirus на 07.04.2020 сделан вывод, что в борьбе с эпидемией коронавируса Россия заметно опережает все другие страны по показателю «Исследований на 1 случай». В исследование было включено 30 стран с наибольшим числом заболеваний, однако КНР была исключена из списка, поскольку для нее нет данных по числу испытаний. Вслед за Россией в списке идут Южная Корея и Австралия, в которых пик эпидемии уже пройден, им несколько уступает Индия. Все остальные страны очень сильно уступают лидерам, США находится на 21 месте в списке, на последнем, 29 месте – Франция. На основании имеющихся данных сделан прогноз эпидемии (точнее, вспышки) коронавируса в России по австралийскому сценарию, оценка – от 30 до 70 тыс. случаев заболеваний за весь период эпидемии.

Показатель, по которому Россия опередила все другие страны в борьбе с коронавирусом

В моей предыдущей статье я упомянул о том, что в России на 05.04.2020 было выполнено около 120 исследований на каждого заболевшего.

Сегодня (07.04.2020), открыв сайт Worldometer Coronavirus, посвященный коронавирусу, я обнаружил, что там есть информация не только о количестве случаев (заболевших), умерших и выздоровевших, но и об общем числе исследований, выполненных в различных странах, а также о числе исследований на 1 млн. населения. Раньше я не замечал этой информации, возможно, она появилась не сразу.

Однако расчетов числа исследований на 1 случай на этом сайте нет. Я решил произвести соответствующие подсчеты, используя данные этого сайта. Результаты приведены в следующей таблице.

Данные во всех колонках, кроме «Исследований на 1 случай» и «Смертность, % от всех случаев», взяты с сайта Worldometer Coronavirus (07.04.2020 в 08:10 GMT, данные на сайте постоянно обновляются). Данные в этих двух колонках рассчитаны мною по данным сайта Worldometer Coronavirus при помощи MS Excel.

В левой части таблицы сортировка – по уменьшению общего числа случаев (как на сайте Worldometer Coronavirus по умолчанию). Включены данные для первых 30 стран по числу случаев.

В правой части таблицы сортировка – по уменьшению числа исследований на 1 случай. Исключена КНР, поскольку для нее не указано число исследований.

Подчеркнуты европейские страны.

Результаты в правой части таблицы говорят сами за себя. С огромным отрывом, 106 исследований на случай, лидирует Россия. Приблизительно вдвое меньше у Австралии (51,5) и Южной Кореи (44,6). Далее идет Индия (28,9). Потом Канада, Норвегия, Чехия, Польша (от 19,9 до 18,9). Потом Израиль (12,2), Япония (11,8), и только потом – остальные страны Европы и других частей света. США – 5,3. Замыкает список Франция – всего 2,3.

Что это значит? Далее попробуем провести анализ этих данных.

К сожалению, я не могу включить в этот анализ КНР, поскольку для нее нет данных по числу испытаний. Однако хотел бы указать, что пик эпидемии там был 17.02.2020 (по числу оставшихся больных, далее везде пик заболевания указан по тому же критерию, данные сайта Worldometer Coronavirus).

Южная Корея, Австралия, Индия

Начнем с Южной Кореи. Как известно, в Южной Корее эпидемия прошла свой пик еще в марте (11.03.2020, график приведен ниже), и эта страна стала второй после КНР, преодолевшей эпидемию. Я отметил это в своей статье [2], где, в частности, написал:

Известно, что в КНР используют советские методы борьбы с серьезными инфекциями, основной особенностью которых являются целенаправленные действия государственных органов и органов здравоохранения, охватывающие целевые категории людей… В Южной Корее используют те же методы, видимо, заимствованные уже у китайцев.

Что касается Австралии, то ранее я никогда не смотрел данные по этой стране. Но совсем не удивился, открыв соответствующую страницу, что в Австралии тоже прошел пик эпидемии (04.04.2020, график см. ниже).

Полагаю, что в Австралии вовремя спохватились и начали тестировать всех, прибывающих из зараженных стран, или (позже) вообще всех прибывающих, в условиях резко сократившегося потока приезжих это вполне возможно. Заодно всех, кто контактировал с заболевшими, благо заболевших немного. Поэтому им удалось быстро остановить эпидемию.

Дополнительно нужно отметить, что в Австралии, в Южном полушарии, сейчас осень, и сезонные факторы неблагоприятные, тогда как в Северном полушарии весна и дело обстоит наоборот.

При этом в Южной Корее – всего 202 случая на 1 млн. населения, в Австралии – чуть больше – 231. Для сравнения, в Швейцарии (пик 31.03.2020) этот показатель равен 2509, в Австрии (пик 03.04.2020) – 1376. (О том, что пик достигнут в Швейцарии и Австрии, я упоминал в предыдущей статье [1].) И вообще по числу случаев на 1 млн. населения Южная Корея и Австралия выглядят заметно лучше, чем большинство европейских стран (исключая Россию, Польшу, Румынию), а также чем Канада, Израиль и США.

При этом смертность в Австралии – всего 0,8% от всех случаев, в Южной Корее – 1,9%.

В качестве примечания отмечу, что эти два показателя, число случаев на 1 млн. населения и процент смертности от всех случаев, будут далее несколько возрастать, поскольку эпидемия еще не закончилась, но это увеличение будет небольшим.

Из этого следует, что методы, используемые в Южной Корее и Австралии, работают лучше, чем методы, используемые в европейских странах, Канаде, Израиле и США. Но ведь Южная Корея и Австралия по существу используют советские методы.

Далее в правой части таблицы идет Индия, где эпидемия только началась, и из-за огромных размеров этой страны, возможно, приведенные данные не являются полными. Однако 28,9 исследований на 1 случай заставляет вспомнить, что в Индии эпидемиология – весьма уважаемый раздел медицины (в отличие от многих развитых стран), и что многие индийские эпидемиологи проходили обучение в СССР/России. Поэтому я не беспокоюсь за Индию.

По остальным странам можно отметить, что если наблюдается низкое значение числа исследований на 1 случай и высокое – процента смертности от всех случаев, то возникает подозрение, что медики в этих странах не смогли учесть значительное число людей, болевших коронавирусом в легкой форме, из-за нехватки тест-систем. Причем разница может составлять не проценты, а разы. Мне попадалась в Интернете информация, что итальянцы уже признались в этом. Учет этих людей значительно увеличил бы число случаев и одновременно значительно снизил бы смертность.

Россия. Попытка прогноза по австралийскому сценарию

Россия явно превосходит все страны по числу исследований на 1 случай. Впервые за многие годы мы можем отметить реальный успех российской медицины.

При этом следует учитывать, что по мере роста числа заболевших этот показатель падает (120 на 05.04.2020, 106 на 07.04.2020). Это следует считать нормальным, и полагаю, что со временем этот показатель достигнет уровня Южной Кореи и Австралии.

Такая ситуация в России связана с тем, что мы используем советские подходы к борьбе с эпидемиями. В последний раз эти методы применялись в 1970 г. при эпидемии холеры, гораздо более серьезного заболевания, чем коронавирус, и не подвели.

О советских методах я писал в предыдущей статье [1]. Повторю основные положения:

  1. Скоординированные целенаправленные действия государственных органов (особенно спецслужб) и органов здравоохранения, охватывающие целевые категории населения.
  2. Поиск источников заражения и прослеживание всех контактов заболевших, изоляция заболевших и контактировавших с ними. Включает тестирование всех подозреваемых.
  3. Изоляция очагов заражения…

На Западе отдают преимущество тотальным действиям, охватывающим все население страны или территории, что дорого и не всегда эффективно (как мы видим в Италии и Испании).

И там же, в статье [1], я дал подробную хронику борьбы с нынешней эпидемией в нашей Пензенской области, которые подтверждают применение этих методов в настоящее время. Несомненно, что то же самое происходит сейчас во всех российских регионах.

На основании всего вышесказанного я полагаю, что развитие эпидемии (на самом деле только вспышки) в России будет происходить по австралийскому сценарию. Поэтому попробую сделать прогноз развития эпидемии в России по данным, имеющимся для Австралии.

В Австралии на 07.04.2020 – 231 случая на 1 млн. населения. Поскольку эпидемия еще не закончилась, конечное число случаев будет больше.

Зададимся для России с запасом значением 300 случаев на 1 млн. населения.

Постоянное население России сейчас – около 147 млн. человек. К ним надо прибавит имеющихся в России мигрантов – вирусу совершенно все равно, кто перед ним, нищий мигрант или богатый олигарх (кстати, у последнего выше шансы заразиться из-за поездок за границу и тусовок). Сколько в нашей стране мигрантов, легальных и нелегальных, непонятно, поскольку часть уехала на свою родину. В 2019 г., по оценке, в России было около 12 млн. мигрантов. Примем, что их количество в настоящее время приблизительно равно 10 млн. человек. Итого получаем, что в России сейчас имеется 157 млн. человек.

Отсюда по данному прогнозу:

300 × 157 = 47 100 случаев заболеваний в России за весь период эпидемии.

Дадим, как это принято в прогнозах, разброс (плюс-минус три слона, как говорил один мой друг). С учетом разброса оценка – от 30 до 70 тыс. случаев заболеваний в России за весь период эпидемии.

Оценка смертности – около 2%, как в Южной Корее, поскольку в Австралии пик только что пройден, и конечная смертность будет выше, чем 0,8% в настоящее время.

При сопоставлении графиков числа оставшихся больных для Австралии и России (см. ниже) можно сделать прогноз, что пик заболевания в России придется на следующую неделю, с 13 по 19.04.2020 (16 неделя этого года).

Полагаю, что мои прогнозы несущественно отличаются от прогнозов ведущих специалистов-микробиологов России, которые они могут сделать на основании статистических данных для эпидемий ОРВИ за многие годы.

Осталось больных, Южная Корея
Осталось больных, Австралия
Осталось больных, Россия
Данные сайта Worldometer Coronavirus, последний день – 06.04.2020

В конце этого раздела хотел бы отметить настоящую профессиональную работу всех участников борьбы с эпидемией коронавируса в России, в первую очередь медиков и сотрудников ОВД, к которым нужно добавить производителей тест-систем и тех, кто доставляет эти системы в регионы.

Главное, чтобы хватало тест-систем и их вовремя доставляли.

Вместо заключения

Если эту статью прочитают люди, профессионально занимающиеся медицинской статистикой, дарю им идею. Когда эта эпидемия «коронабесия» закончится и будут получены окончательные данные, проверить, нет ли статистически значимой зависимости между показателями «Исследований на 1 случай», «Всего случаев на 1 млн. населения» и «Смертность, % от всех случаев» для разных стран. Подозреваю, что она будет, т.е. чем больше исследований на 1 случай, тем меньше случаев на 1 млн. населения и/или смертность. В таком случае можно будет написать нормальную научную статью, которую должны принять в любом серьезном научном журнале подходящего профиля (включая первый квартиль Web of Science).

В следующей статье я намерен более подробно рассказать, какие страны и когда достигли пика эпидемии. Если рассматривать страны, находящиеся в начале списка по общему числу случаев, то в США эпидемия в разгаре, в Испании, Италии, Германии, Франции, Великобритании пик еще не достигнут, хотя должен быть достигнут в ближайшее время.

Но хотел бы отметить, что пик эпидемии, вероятно, достигнут в Иране. Последние дни (с 04 по 06.04.2020) там практически одинаковое число оставшихся больных (около 32,5 тыс.) при убывающем количестве новых случаев и смертей в сутки.

Проверим все это в конце текущей недели.

Новости по теме:

[1] Скоро жители России спросят – а был ли короhнавирус?

[2] Коронавирус – к концу марта уже две страны преодолели эпидемию

Автор – Михаил Ильич Яхкинд. В 1981-1999 гг. работал в Пензенском филиале Всесоюзного научно-исследовательского института антибиотиков (ВНИИА), который с 1993 г. именовался Государственный научный центр по антибиотикам (ГНЦА): на должностях от старшего лаборанта до заведующего лаборатории.
В 1999-2011 гг. работал в ОАО «Биосинтез» (г. Пенза) ведущим научным сотрудником, начальником бюро Центральной лаборатории, заместителем начальника Отдела контроля качества.
С сентября 2011 г. – доцент кафедры «Биотехнологии и техносферная безопасность» Пензенской государственной технологической академии.
Кандидат технических наук по специальностям «Биотехнология» и «Экология» (2010 г.).
Имеет около 50 научных публикаций.

Источник: http://alter-pnz.ru/pochemu-rossija-operedila-vseh-v-borbe-s-koronovirusom/