Сдерживание. Часть IV. Рейдерский захват

В последнее время вошли в моду публикации перехваченных бесед дипломатов, однако мне хотелось бы рассказать не о телефонном разговоре, а о недавнем публичном выступлении — хотя и перед тщательно отобранной публикой — представителя Государственного департамента г-жи Виктории Нуланд. Она обращалась к аудитории состоявшейся в Вашингтоне Американско-Украинской Конференции. На мой взгляд этот саммит был незаслуженно обойдён вниманием прессы — хотя последнюю, кажется, не очень-то звали. Американско-Украинская Конференция была организована корпорациями «Chevron» и «ExxonMobil».

Среди прочего г-жа Нуланд сообщила спонсорам, что с момента обретения Украиной независимости в 1991 году правительство США инвестировало 5 миллиардов долларов в «поощрение благого управления и демократии» в этой стране. В переводе с вашингтонского диалекта это означает проникновение в политическую повестку дня иностранного правительства при помощи ряда организаций, действующих под эгидой ЦРУ. Г-жа Нуланд заявила, что Соединённые Штаты будут продолжать «продвигать Украину в будущее, которого она заслуживает».

Чтобы однозначно понять смысл последнего выражения, я недостаточно хорошо владею вашингтонским диалектом. Однако всё хотелось бы попытаться разобраться, какого именно будущего по мнению г-жи Нуланд заслуживает Украина, поэтому придётся обратиться к недавней истории. В 2009 году постоянно критикуемая у себя дома за «чрезмерные связи с правительством США» корпорация «Halliburton» развернула базу и начала операции по обслуживанию нефтедобывающей отрасли в разваленном в результате войны Ираке. В том же году — на всякий случай — она открывает офис в Киеве.

В следующем 2010 году Виктор Янукович стал президентом Украины и выдал транснациональным корпорациям «ExxonMobil» (один из будущих спонсоров Американско-Украинской Конференции) и «Shell» лицензии на разведку сланцевого газа. В 2012 году «Shell» получила право на разработку Юзовской газовой площади в Донецкой области, а второй спонсор конференции — «Chevron» — Олесской газовой площади в Львовской области. В том же году «Shell» начала бурение первой поисковой скважины в Харьковской области. Соглашение между «Shell» и «Надра Юзовская» о разделе продукции от добычи сланцевого газа в Харьковской и Донецкой областях было подписано Януковичем в Давосе в 2013 году.

Ресурсы одной только Юзовской площади оцениваются в нынешних ценах примерно в 2000000000000 долларов США. В порядке суммы не ошиблась, нулей — двенадцать. Янукович с гордостью сообщил народу, что речь идёт о «привлечении инвестиций». В самом деле, на этапе геологического исследования планировалось привлечь инвестиций на 1,6 миллиарда. Не долларов, конечно, но и не стеклянных бус, а гривен. Ещё 30 миллиардов гривен — на этапе промышленной разработки.

В том же выступлении перед Американско-Украинской Конференцией в Вашингтоне 13 декабря г-жа Нуланд поведала собравшимся, что только что вернулась из Киева из своей «третьей поездки за пять недель». Запись этой речи ещё можно найти на Youtube. Таким образом её первый в этой серии челночный визит в столицу Украины состоялся в начале или в середине ноября, и можно предположить, что в этот период так тяжело трудилась на этом направлении не одна г-жа Нуланд.

Так или иначе, после 24 ноября в Киеве начались спонтанные протесты с убитым и сотнями раненых с обеих сторон, стрельбой и «коктейлями Молотова». По её словам г-же Нуланд очень нравилось «чувствовать энергию» толпы на Майдане, которая «протестовала мирно» и с «огромной сдержанностью». Если оставить в стороне эти трогательные эмоции, официальный представитель США г-жа Нуланд заявила, что американское «видение» для Украины — это «европейское будущее», и что «реформы МВФ были необходимы».

2 марта в присутствии послов США, Германии и Польши и. о. президента господин Турчинов подписал, можно сказать, главный декрет народной власти — предварительное соглашение с МВФ о предоставлении финансовой помощи Украине, согласно которому вся газотранспортная система страны с момента подписания итогового соглашения безвозмездно передаётся в собственность корпорации «Chevron».

Владельцев Мариупольского, Запорожского, Днепропетровского металлургических комбинатов обяжут передать 50% акций компаний в собственность немецкой компании «Ruhr», а угольное производство Донбасса передаётся финской дочке компании «Ruhr». Это означает, что в интересах таких крупных работодателей как «Shell» и «Ruhr» европейские правительства будут молчать. Таким образом даже если подписание соглашения о TAFTA будет отсрочено, или соглашение будет подписано, но с учётом жёстких экологических оговорок, на которых настаивает Германия, то «Chevron» и «ExxonMobil» смогут поставлять на европейские рынки свой собственный донецкий, харьковский и львовский газ при помощи своей собственной газотранспортной системы.

Таким образом планируется реализовать «видение» для Украины. «Европейское будущее» отодвигается пока примерно лет на 20, пока в недрах Украины не останется ничего представляющего интерес для новых владельцев. Ведь речь идёт об американских поставках газа в Европу, а не о внутренних европейских. А где американцы берут своё сырьё — в Ираке ли, Ливии или Украине — европейцев не касается. Во всяком случае пока Украина не входит в ЕС. Украина так Украина, ещё лучше, её даже бомбить не пришлось.

Кроме того, гидроразрыв пласта будет осуществляться сервисной нефтяной компанией «Halliburton», поэтому вряд ли будут соблюдены европейские экологические нормы. Очень дорого, да и зачем? Персонал контролирующих организаций — украинских правоохранительных и других силовых структур — будет обучаться инструкторами из дочерней частной военной компании корпорации «Halliburton», а их объекты будут возводиться американской инжиниринговой, строительной, а заодно и частной военной компанией «KBR, Inc.» — «бывшей» дочерней компанией «Halliburton».

Собственно, именно за лоббирование привлечения услуг «KBR» для строительства новой украинской армии и Национальной гвардии Дик Чейни и назначил Петра Порошенко будущим президентом Украины, пока другая американская военная компания «Greystone Limited», приобретённая «Academi» Эрика Принса для миссий «по поддержанию мира в таких областях, как Дарфур» помогала «KBR» устанавливать на Украине новый порядок.

Как сформулировал и. о. президента Украины Александр Турчинов: «Зачем изобретать велосипед, если есть реальные люди? К тому же всем понятно, сколько и как им надо платить». Чего уж тут непонятного — сколько? Всё. Во всяком случае исходя из динамики происходящего на наших глазах рейдерского захвата. «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую». Многие украинцы с удовольствием согласились бы кормить американский экспедиционный корпус. Да и головорезов из ЧВК прокормили бы. Наивный корсиканец и представить себе не мог, что племена, проживающие на территории, сопоставимой с современной Францией (с Крымом — чуть побольше, а без Крыма даже поменьше) сами того не подозревая окажутся вынуждены взвалить на свои плечи «прокормление» всего существующего миропорядка.

Г-жа Нуланд была абсолютно права в том, что украинские «реформы МВФ были необходимы». Необходимы в первую очередь самому МВФ, а также МБРР и другим американским инструментам поддержания международной системы организации денежных отношений и торговых расчётов. «Если США не смогут обновить созданные ими глобальные институты, они продолжат утрачивать актуальность» — напомнил совсем недавно колумнист «Financial Times» Эдвард Льюс в статье «Обама и его политика дефицита внимания».

Проще говоря, реформы необходимы ради спасения статуса доллара в качестве мировых денег. Доведение технологий гидроразрыва пласта до широкомасштабного практического применения приводит не к удешевлению энергии, как об этом мечтали энтузиасты, а к неизбежному картельному сговору, позволяющему манипулировать ценами.

Например, снизить цены на энергоносители на внутреннем рынке США, одновременно подняв их на других рынках, и таким образом обеспечить конкурентоспособность американской экономики и соответственно общенародную поддержку курса Белого дома. То есть успех правящей партии на следующих выборах. В обмен на это можно без труда получить неограниченную поддержку американского «административного ресурса»: дипломатии, специальных служб, вооружённых сил и пропагандистской машины. Благодаря такой поддержке можно применять наиболее эффективные внерыночные методы конкурентной борьбы: дестабилизация, санкции, войны, эмбарго. Таким образом можно вытеснять конкурентов с наиболее привлекательных рынков.

Но главное в другом: наша нынешняя цивилизация построена на ископаемых источниках энергии, поэтому чёрное и голубое золото несравненно важнее презренного металла. Более того, важнее чего бы то ни было в экономике. Тот, кто безраздельно контролирует добычу и сбыт энергоносителей, в состоянии обеспечить назначенную для расчётов за них валюту статусом безальтернативных мировых денег. Таким образом возникает шанс отложить «Закат империи доллара и конец Pax Americana» на достаточно долгий срок. В течение этого срока центробанки «независимых государств», включая не только Украину, но Россию и практически всех остальных, останутся под контролем американского Федерального резерва и обслуживающих его инструментов, включая пресловутый Международный валютный фонд, Вашингтон (округ Колумбия).

Времени оставалось ничтожно мало в силу непрекращающегося системного кризиса. Украина как несостоявшееся государство с огромной, сопоставимой со штатом Техас территорией, коррумпированными элитами, непосредственной близостью к более богатому, чем американский, европейскому рынку и действующей трубопроводной системой, соединённой с европейской, предоставила США редчайшую и неповторимую возможность спасения. Не одному Путину везёт.

Я начала с того, что пропагандистская война между Россией и Украиной сейчас в самом разгаре. Верить одной из сторон, разумеется, было бы наивно, потому что как Киев, так и Москва активно используют методы спецпропаганды и понимают их эффективность. На Украине даже отключают российские телеканалы. Однако Украина попала в передрягу, из которой очень сложно выбраться. Её выбрали в качестве объекта для «потрошения», как это называется в этих кругах, акулы делового мира. Группа транснациональных корпораций, каждая из которых в отдельности располагает ресурсами, превышающими ресурсы Украины. России до этого нет дела, так как Россия решает свои задачи. В частности, как не оказаться следующей в очереди кандидатов на потрошение. Нечто подобное, только в гораздо более мягкой форме, да и то лишь в виде предварительной подготовки, мы уже пережили в девяностые годы прошлого века.

Таким образом Украина оказалась между молотом и наковальней: с одной стороны Обама, ухватившийся за спасательный круг, брошенный ему могущественными транснациональными корпорациями, с другой — Путин, пытающийся защитить интересы корпораций российских. План захвативших Украину транснациональных корпораций — выпотрошить её и оставить на произвол судьбы, которая неизбежно окажется не менее печальной, чем судьба её предшественниц, подвергшихся «потрошению». План Путина — минимизировать ущерб «Газпрому» и «Роснефти» единственным доступным ему способом: дестабилизацией Украины ещё до того, как это произойдёт.

По мнению той же «Financial Times» для этого «российский президент обладает четырьмя основными рычагами: политическое вмешательство во внутренние дела, экономическое давление, дипломатия и угроза войны» — см. статью Стефана Вагстила от 8 апреля под заголовком «Как разрушить государство, в путинском стиле». Остаётся лишь напомнить об упущенном экономистами пятом рычаге — специальных методах дестабилизации, и станет ясно, что введения войск не потребуется.

В результате Украина станет чем-то вроде Афганистана, где даже китайцы не рискнули добывать полезные ископаемые, а теперь уходят и более настойчивые американцы. Афганцы добились ухода американских горнодобывающих компаний путём отказа предоставить боевикам американских ЧВК иммунитет от уголовного преследования — и США там больше нечего делать. Существуют, оказывается, и такие простые способы спасти страну, но Украина выбирает трудный путь. Более опасный, чем военная тропа, хотя я в отличие от г-на Путина, вовсе не отвлекающегося на подобные абстракции, и от г-жи Нуланд не считаю, что это и есть то «будущее, которого она заслуживает».

Продолжение следует