В чём ошибся израильский эксперт

Сеть переполнена обсуждением оценок Яакова Кедми, высказанных им в двух первых передачах «Особая папка» на израильском русскоязычном канале «Итон ТВ» о ситуации на Украине. Интернет переполнен сообщениями с стиле: «Израильский военно-политический эксперт, бывший глава секретной службы «Натив» Яков Кедми утверждает...», «Путин возьмёт всю Украину — Израильский разведчик Яков Кедми» и так далее.

Позволю себе не совсем согласиться с бывшим главой бывшей израильской спецслужбы «Бюро по связям «Натив» Яшей Кедми, но при этом его мнение стоит того, чтобы уделить ему подобающее внимание. «Бывшей» — потому что в 1990 году эта организация, занимавшаяся оперативным обеспечением эмиграции в Израиль евреев Восточной Европы и особенно Советского Союза, утратила свой квазисекретный статус, а вместе с ним и специальные полномочия. С другой стороны, г-н Кедми служил там ещё с 1977 года, и обладает специальной подготовкой. Таким образом г-на Кедми, руководившего этой организацией с 1992 по 1999 год, будет вернее определить как бывшего сотрудника, но не как бывшего главу секретной службы.

Это не меняет того несомненного факта, что г-н Кедми остаётся умным и знающим человеком, однако в своих оценках он не учитывает один важный фактор. Начнём по порядку. Кедми излагает стройную и весьма интересную концепцию, поэтому позволю себе привести её почти полностью, с незначительными купюрами.

Кедми видит ситуацию так: «На Украине приходит к власти определённая политическая группа, которая намного более экстремистски настроена против России и против русских, чем было при Януковиче и Тимошенко. И когда рассматривают эту группу в России очень хорошо помнят, что одним из стремлений правительства того было не столько и не только вступление в Европейский Союз, но и вступление в НАТО … Вступление в НАТО Украины для России смерти подобно, т. е. это смертельная опасность для государства, поскольку военные базы НАТО на территории Украины превращают в груду металла всю систему противоракетной обороны всей России и ставят под угрозу, даже ракет среднего радиуса действия, все жизненно важные центры России. Россия остаётся без обороны. Исходя из этого, насколько я понимаю, в России было принято решение, цель которого не допустить входа Украины в НАТО. А не допустить вход Украины в НАТО можно только не допустив Украину в Европу …

Установить там такое правительство, которое никогда не пойдёт на такой шаг, угрожающий безопасности государства российского. Россия в этом отношении рассматривает совершенно справедливо, что нет никакого смысла расчленять Украину или брать от неё какую-нибудь часть. И она выступает за единство Украины … потому что та часть, которая не войдёт, не отойдёт от прозападной Украины. На прозападной части Украины будут базы НАТО, и поэтому Россия хочет, чтобы вся Украина до последнего миллиметра на западной границе была единым государством от Крыма до Ужгорода. И смена власти на Украине должна произойти с помощью самих граждан Украины. Поэтому Россия не будет вводить свои войска, если только ситуация полностью не выйдет из под контроля.

Она … будет помогать украинскому населению юго-восточных районов формировать свою политическую и военную силу, чтобы можно было убрать ту власть, которая по российским понятиям не легитимная и захватила власть в Киеве. Единственное, что российские войска могут взять и это логично, это во-первых атомные электростанции, чтобы предотвратить диверсию ... Атомные электростанции, стратегические объекты, вероятно, объекты с ракетами и с ракетами «земля-воздух». И вполне разумно, если придёт дело к этому, некоторые центральные аэропорты ... Так что сегодня то, что пытается Россия сделать, с её одобрения консолидировать и организационно, и с точки зрения силы военной, те силы Украины, которые сопротивляются нынешней власти в Киеве и будут готовы её сменить. Если удастся сменить эту власть, которую и сегодня президент Украины назвал нелегитимной, мирным путём — никаких проблем. Но если этого не удастся, придётся это делать силой, но силой граждан Украины, а не российской армии».

На вопрос о возможном сопротивлении Кедми отвечает: «Украинской армии нет. Нет такого понятия. Украинская армия давно разложена и разворована. То что есть — люди, носящие форму украинской армии — вероятно, что часть из них, также как и люди не носящие форму украинской армии, попытаются этому воспрепятствовать. Это не играет ни какой роли».

Далее он напоминает: «Шестьдесят с лишним лет назад другой президент страны, которая называется самой демократичной, Кеннеди, поставил мир на грань ядерной войны только потому, что появились советские ракеты на Кубе. Так что сегодня руководство государства российского заботиться будет о безопасности своего государства … не меньше, чем Кеннеди тогда заботился о безопасности своего».

В отношении возможности политического решения эксперт пессимистичен: «Россия вряд ли пойдёт на какие-нибудь соглашения с Западом, потому что как показали соглашения о роспуске Варшавского договора, который пытался заключить Горбачёв, и как соглашение о Ливии, и как последнее соглашение которое было оглашено с Януковичем, просуществовало 20 минут или полчаса. То есть Россия вряд ли пойдёт на какие-то соглашения, которые не стоят бумаги, на которой они написаны».

Кедми приводит в пример неизбежность военной реакции Израиля в ответ на подобное приближение ракет Ирана или Аль Каиды к израильским границам, и в ответ на возражение ведущего, что НАТО всё же легитимнее Аль Каиды, отвечает: «Ракеты не спрашивают о легитимности … У ракет НАТО в отличие от ракет Аль-Каеды термоядерные боеголовки ... И к вопросу о легитимности — я дам другой пример. То, что произошло в Египте — убрали Мурси. Соединённые Штаты объявили это военным переворотом, наложив санкции на новую власть в Египте, и экономические и военные. Хотя то, что произошло на Украине сейчас не в какое сравнение не идёт с тем, что произошло в Египте, но в Египте правительство «нелегитимное», и американцы применяют санкции. А вот то, что сделали в Киеве на Майдане оно «демократическое» по тем же самым стандартам. Так что легитимность в данном случае условная, фальшивая, подделанная, не имеет никакого отношения, тем более что речь идёт о ракетах, а не о популистике бюрократической».

Во второй программе, посвящённой украинскому вопросу, г-н Кедми сделал ещё одно важное замечание: «В отношении Украины я хочу только заметить ещё один момент, что, кроме всего прочего, проблема все-таки, по большому счету, чисто экономическая. Так вот, председатель Европейского Союза сказал, что Украина не может рассчитывать на то, что Европа даст им тех денег, которые они просят, потому что, во-первых, у Европы нет, а во-вторых, это приведёт к возмущению других стран Европы, которые члены Европейского Союза. И, как члены Европейского Союза, они возмутятся: почему вы даёте такие суммы стране, которая не член Европейского Союза, а не нам? Мы тоже хотим, и не меньшие суммы — а на это у Европейского Союза денег нет. Так что если президент Соединённых Штатов выделил Украине один миллиард долларов, а Европейский Союз выделит, там, любую сумму — всё равно в сегодняшней ситуации Украине не хватает, и тогда Украина все равно медленно будет сползать к экономической катастрофе».

Если резюмировать эту позицию, израильский эксперт считает, что евроинтеграция Украины приведёт к её вступлению в НАТО, что в свою очередь повлечёт размещение угрожающих России американских систем вооружений с восточной стороны Карпат. Он справедливо полагает, что Россия не сможет смириться с таким положением вещей, и приложит все усилия к формированию в Киеве правительства, с которым она сможет иметь дело. Я совершенно согласна с оценкой, что Россия заинтересована в сохранении территориальной целостности Украины — по всей видимости в гораздо большей степени, чем кто-либо другой.

Однако в утверждении «Россия вряд ли пойдёт на какие-нибудь соглашения с Западом … соглашения, которые не стоят бумаги, на которой они написаны» я бы заменила «Запад» на «США». В стройной цепочке рассуждений г-на Кедми подвело не столь редкое для израильтян презрительное пренебрежение Европой.

Как многие его соотечественники, г-н Кедми склонен недооценивать роль Западной Европы — в силу традиционного в последние десятилетия стремления европейцев любой ценой не обострять отношения с потенциальными возмутителями спокойствия. Однако гораздо лучше знающий Европу г-н Путин, по моей оценке, сделает ставку именно на это.

Времена, когда все важнейшие решения НАТО принимались не в Брюсселе, а в Вашингтоне, давно канули в Лету. Теперь европейцы не стесняются налагать вето на американские предложения и не позволят разместить на Украине американские ракеты, не говоря уже о неконвенциональных боеголовках — если им придётся платить за это возвращением ещё не забытого кошмара .

Германия и Франция не согласятся вновь стать заложниками в играх Пентагона. Последнее, что они хотят получить в результате евроинтеграции Украины — это белорусские леса, кишащие самоходными пусковыми установками, полными железа и огня, каждую минуту готовых обрушиться на на Берлин и Париж.

Российское руководство, несомненно, не останется равнодушным к вопросу о том, кто придёт к власти в Киеве, и задействует там собственных головорезов в противовес штурмовикам и диверсантам, проходящим сейчас ускоренную подготовку под руководством наёмников Эрика Принса в шепетовской учебке. Однако договариваться в конце концов Кремль будет с договороспособными европейцами.

Что же, в таком случае, происходит в Крыму? Всё не так драматично, как полагает израильский эксперт. Когда в конце прошлого года те же самые силы, которые в своё время объявили Харьковские соглашения в части пребывания российского Черноморского флота противоречащими Конституции Украины, начали Евромайдан, у российских аналитиков не возникло сомнений, к чему это может привести.

Говоря о «размещении» в Крыму баз ЧФ РФ вместо «использования» существующих баз юристы украинской оппозиции применили грубую подтасовку. С этого момента стало ясно, что проамериканские олигархи Украины окончательно решили хоть тушкой, хоть чучелом протиснуться в НАТО — и базы российского флота встали у них костью в горле.

Российская сторона начала готовиться к худшему. «Стальное кольцо безопасности» сочинской Олимпиады представлялось многим определённой перестраховкой — однако речь шла о концентрации сил, способных реагировать на два кризиса одновременно — в Сочи и в Крыму. В феврале было принято окончательное решение — и по сообщениям иностранных источников, близкие к Кремлю магнаты в ожидании экономических санкций уже два месяца тому назад перевели свои активы из американских и европейских банков в Юго-Восточную Азию.

Свыше 85% населения России в той или иной мере считает Крым российским, поэтому правительство может рассчитывать на популярность своих действий — хотя за ними стоит не стремление к популярности, а трезвый расчёт. События в Ливии, Египте, Сирии и в других странах показали Кремлю важность сохранения присутствия в южных морях. Скептики скажут, что Черноморский флот слишком слаб, чтобы противостоять потенциальному противнику — однако этот подход несколько упрощён. Для того, чтобы российский флот решал поставленные перед ним задачи нет необходимости в противостоянии флотам НАТО, да они и не являются наиболее вероятным противником.

Более того, Кремлю известно и то, что пока не стало достоянием широкой публики и тщательно замалчивается западной прессой. В настоящее российский флот не сопоставим с американским, и возможно никогда не сравняется с ним. Континентальной державе нет необходимости содержать флот, сравнимый с флотом крупнейшей атлантической, но важен тренд. Тренд же состоит в том, что Россия предпринимает шаги к постепенному выходу из разрухи, царящей на флоте уже десятилетия, тогда как близкая к банкротству администрация Обамы, обладающая колоссальным (на бумаге) потенциалом, беспорядочно делает всё возможное и невозможное для сокращения расходов на свои вооружённые силы, и это не обошло ВМС.

В своё время Интернет уже облетел виральный снимок пяти многомилиардных атомных авианосцев «Дуайт Эйзенхауэр», «Джордж Буш», «Энтерпрайз», «Гарри Трумэн» и «Авраам Линкольн» сбившихся в стайку, сгрудившуюся у причальной стенки базы Норфолк (Виргиния) борт о борт с другими большими и знаменитыми кораблями, которые по убеждению публики в тот самый момент должны были бороздить океаны.

Сейчас у меня в почте находятся черновики списков знаменитых адмиралов, каперангов и других морских волков, неожиданно уволенных администрацией Обамы в самом расцвете карьеры, зачастую с понижением и без достаточной выслуги лет, чтобы сэкономить на их пенсиях. Эти списки составляются по памяти и по личным знакомствам отставными генералами и адмиралами, уже не обладающими доступом к базам данных кадровиков, но активно обсуждающими «чистку» и «государственную измену». Никому ничего не напоминает?

Однако чем меньше сил и средств, тем грознее риторика. В сегодняшней редакционной статье «Нью-Йорк таймс» можно встретить такие пассажи: «главным вопросом является не просто «кто владеет Крымом». Реальная проблема заключается в том, как президент России Владимир Путин бросил перчатку: отправка российских войск для захвата контроля над Крымом; состряпанные несуществующие «фашистские» угрозы для русского населения; отказ признать временное правительство в Киеве; призывы к фальшивому референдуму в Крыму в воскресенье, и голосование в России в 21 марта, исход которого предопределён».

Готова согласиться с «отправкой российских войск для захвата контроля над Крымом», хотя доказательств этому нет, и тот же Яаков Кедми считает что это вполне может быть верный правительству Крыма спецназ Черноморского флота Украины, остатки «Беркута» и другие подобные силы. В этом случае у них просто нет причин скрывать регистрационные номера транспортных средств — если те были предоставлены российской стороной.

Безусловно согласна с предопределённостью исхода голосования в России. Всё остальное — смесь правды и лжи, состряпанная по известному рецепту. Для солидной газеты, заслужившей 112 Пулитцеровских премий, немножко несолидно. После этих пассажей следует призыв к европейцам применить экономические санкции против России, не считаясь с непоправимым ущербом для их собственных экономик.

Хотя, возможно, что в США это очень даже солидно, не знаю. Во всяком случае, я затрудняюсь представить себе, чтобы Le Monde или Süddeutsche Zeitung пользовались подобными нехитрыми пропагандистскими приёмами — или призывали американцев причинить ущерб самим себе. Это ещё одна причина, по которой по украинскому вопросу Кремль будет договариваться именно с европейцами.