Владимир Терещенко: Как вернуться из G

Недавно лидеры G-20 посетили Гамбург. Поглядели в объективы, послушали музыку, потрогали Трампа, понюхали антиглобалистов. Итог: с торговлей надо помягше, а на мигрантов смотреть ширше. Но главное – только бы не было протекционизма!

Ближний Восток пылает, Африка голодает, Европа трещит по швам, мир изнывает от долгов и наркотиков, климат лютует, но для лидеров главное – чтобы не никто не пытался защищаться и отделяться.

Их помыслы – дело психоаналитиков или прокуроров. Но пока они на своих местах, стоило б подумать, как нам-то спастись, как выбраться из G. 

Мы попробуем увидеть мир, ориентированный на жизнь и развитие. Такой мир начинается с… протекционизма. Вспомним два частных случая, осмеянных либералами, но от того не менее ценных в качестве моделей – Куба и Северная Корея. Эти страны, без природных ресурсов, более полувека в жесточайшей экономической блокаде не только существуют и выживают, а имеют очевидные успехи мирового уровня – кубинская медицина и корейский ракетно-ядерный хайтек. Они не сами отгородились, а живут в вынужденном «протекционизме», и черт им не брат. Добровольная свободная бедность вместо рабства грабительского капитала.

К международным аспектам мы вернемся позже, а сейчас на родную почву. Может под защитой Великого Гаранта и его гарантиков воздух слаще и щи гуще?

Воруют!

На рынке критерий экономической истины - состояние банковской системы. И что? Банки нас подводят. Да не просто, а под монастырь. По оценкам ЦБ РФ, общий размер выявленных «дыр» в балансах превысил 1 трлн. рублей. Оценка международного агентства S&P на порядок смелей - 11 трлн. Как вопрошал герой О’Генри: «А куда смотрит президент?»

По мнению замглавы АСВ Марии Филатовой реальная ликвидационная стоимость банков — 12%». И еще они воруют деньги у доверчивых клиентов – увели 100 млрд. http://www.km.ru/economics/2017/06/30/tsentrobank-rf/806019-professor-katasonov-rossiya-spolzaet-v-chernuyu-bankovsku.

А казалось бы, честнее банков только церковь.

Что ждать ото всей экономки, коли сама рыночная альма-матер вызывает только матер. Знаю, что оптимисты способны везде увидеть «здоровые ростки будущего» (в деревне Клюквино отелилась корова, а мэра Усть-Гадинска посадили за взятку в виде «Запорожца»), но у меня дальнозоркость, вижу общее, а не частности.

Взглянем назад, чтобы понять, как все началось и куда закатилось.

Теория государства для первоклассников

Вот древнее поселение, где живет несколько семей - каждая самостоятельно и со всеми в добром соседстве. Кое-что решается и сообща. Оградить поселение от зверей, подсыпать дорогу, навести мост, укрепить берег реки т.п. Тогда выбирается глава, его наделяют властью, ресурсами, ставят задачи, которые он решает.

Представим, что избранник начнет общие земли сдавать в аренду чужакам, вместо моста заложит дорогую объездную дорогу, вместо укреплений отгрохает дворец, наберет нерадивых подельников, обложит налогом нанимателей.  Да еще укажет, что им сажать и почем продавать. Побьют сердешного. Хвост не виляет собакой.

Второй вариант показывает нам современное государство и госуправление. Абсурд в бетоне охранительных законов и политического устройства.

Из первого мы получим модель здорового государства без алогичных контуров и связей.

Схема «здорового»: Жители - точка отсчета, где все начинается – поселение, город, государство. Они - источник всех управленческих решений, по-нашему изначальный субъект (ИС). ИС обладает изначальной субъектностью (Си) или полнотой прав управлять всем, находящемся в общем пользовании. ИС может выбрать доверенных лиц, передав им часть прав в виде делегированной субъектности Сд и перечень задач - наказ (Н).

Передача  Сд не означает, что  Си у ИС убыло. Она остается в прежнем объеме, как озеро, из которого взяли ведро воды. Исполнение и после передачи Сд под полным контролем ИС, и может быть прервано, если ИС увидит, что Сдне дает результата.

Если избранная власть втихаря расширит круг своих полномочий, следует говорить о возникновении избыточной субъектности Сизб. Если масштаб Сизб таков, что власть может действовать без оглядки на ИС, налицо качественно новый тип субъектности - паразитарная (Сп).

Излишне уточнять, что Сизб и Сп начинаются с обмана. Пишет хитрый дедушка Гостомысл письмецо родственничку: дескать, все готово, власть в руках, земля обильна, лопух не догадался, «придите и володейте», прием! И откуда ни возьмись, ловкий Рюрик со своим государством паразитом вместо наивного «языческого коммунизма» (каким дохристианское устройство считал историк Фроянов). Вот вам и Сп – получите, распишитесь. Государство начинается с паразитарности.

Паразитарность, подобно раковым клеткам, убивает любую систему управления:

-Функции власти не соответствуют задачам (какой уж тут Н!);

-Власть растет в размерах, а ответственность снижается;

-Координация внутри власти исчезает;

-Управленческие качества чиновников деградируют;

-Субъектность растекается в следующих направлениях: чиновники, бизнес, криминал, коррупция.

Как мы видим, субъектность утекает четырьмя путями, два из которых вполне законные.

«Рабы на галерах»

По данным статуправления СССР, наибольшая численность управленцев достигалась в 1985 году - 2,03 млн. человек. (http://www.rbc.ru/economics/15/10/2014/543cfe56cbb20f8c4e0b98f2) В РФ чиновников по разным подсчетам от 2 до 6 млн. человек, хотя РФ почти вдвое меньше СССР. Учтем, что у советских чиновников не было компьютеров, а управляли они (возможно, ошибочно) несоизмеримо более обширным хозяйством.

Чтобы узреть паразитарность во власти, ума не надо. Надо глянуть на ее устройство в случайном месте в случайное время. Например, Санкт-Петербург-2013.

Простенькая структура: Губернатор - Правительство - Администрация Губернатора - Иные исполнительные органы государственной власти. Кратко и лаконично. А внутри сюрпризы. Вот что кроется за вывеской «Структура Администрации Губернатора»:

Аппарат Губернатора

Отдел секретного делопроизводства

Отдел дежурной службы

Сектор по обеспечению деятельности Антитеррористической комиссии

Сектор по обеспечению деятельности антинаркотической комиссии в СПб

Аппарат вице-губернатора Санкт-Петербурга - руководителя Администрации Губернатора

Аппараты вице-губернаторов

Комитет по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления

Секретариат

Юридический Комитет

Комитет государственной службы и кадровой политики Администрации Губернатора

Управление делами

Финансово-бухгалтерское управление

Управление по обращениям и жалобам

Управление информации - пресс-служба Администрации Губернатора

Мобилизационное управление

Аппарат представителя Губернатора в Законодательном Собрании

Представительство Правительства Санкт-Петербурга в Москве

Отдел по связям с религиозными объединениями

Контрольное управление

Всего 19 подразделений. Без них губернатору край. А что за вывеской «Иные исполнительные органы государственной власти»?  Каких-то 40 комитетов, без которых, видимо, уже нам бы идти на панель. Каждый комитет состоит из молекул и атомов:

Отделы

Управления

Секторы

Подведомственные организации

Не подумайте, что атомы не делимы. Вот 9 отделов одного лишь Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству:

             Отдел по вопросам государственной службы и кадров

             Отдел учета и отчетности             

             Юридический отдел             

             Контрольно-ревизионный отдел     

             Отдел контроля распорядительных документов             

             Отдел координации межотраслевого и территориального взаимодействия              

             Планово-финансовый отдел            

             Отдел имущественных отношений, государственных закупок и адресных инвестиционных программ               

             Отдел обеспечения деятельности Комитета

Такая физическая химия или химическая физика.

А, кстати, говоря, что в столь серьезном органе, как правительство города, самое-самое важное? Если вы подумали, что люди, то глупо ошиблись и должны стыдиться. Главное – это здания. Упомянутые комитеты отнюдь не теснятся в каких-то там коридорах Смольного, а занимают еще 26 исторических зданий в центре города трех революций. По-видимому, анализ последней показал, что захвата почты, телефона и телеграфа недостаточно.

Мы не трясем все ветви и не выкапываем все корни, не идем до самого последнего клерка. Так, поверхностный дилетантский взгляд на власть. Ишь как растеклась! Что же с ней делать?

Резать!

Я бы отрезал 95%, однако в серьезном деле волюнтаризм недопустим, поэтому применим научный метод итальянского инженера Вильфредо Парето. Он показал, что 80% результата создается лишь 20% действий и усилий, а остальные 80% дают лишь 20% результата.

Неплохая начальная метода – сократить власть в 5 раз, чем оздоровить и само управление, и экономику, и общественное здоровье, надорванное прожорливым мастодонтом. Главное, оставить правильные 20%.

Азарт преобразований толкает меня к большему управленческому радикализму, к использованию одного из принципов гениального гуру менеджмента Владимира Тарасова (http://www.tarasov.ru)  – управление без ресурсов. Но воздержимся - это потребовало бы полной смены нынешнего управленческого класса. Президент обидится.

Стратегические шакалы

По мнению Питера Друкера лишь 2% новых фирм и проектов доживают до своего 5-летия, а остальные 98% обращаются в прах вместе с израсходованными на них общественными ресурсами. Оглянитесь вокруг - практически все, что строится, производится, бурлит и коптит, все для нас впустую. Тем не менее, мантра про стратегических инвесторов – главная для властей от Лиссабона до Владивостока и далее до Бермуд. Красивая песня: новые кварталы, новые дороги, новые магазины, новые производства, новые рабочие места. А по факту никаких выгод местному населению. Проверим простыми вопросами:

-Как там банки, дешевы ли кредиты?

-Как там страховщики, охотно ли платят?

-Как там поставщики продовольствия, первой ли свежести их ветчина?

-Как там строители, доступны ли новые квартиры?

-Как там цены в магазинах, не кусаются?

-Как там лекарства в аптеках, настоящие?

-Как там врачи в платных клиниках, не больно лечат?

-Как там наниматели, достойно ли платят?

-Не кусаются ли путевки в пансионаты?

-Нефть и газ – они для нас?

Не для нас, проверено. Однако, бодрые чиновники лоснятся и потеют, когда очередной темный туз с деньгами неизвестного происхождения решил «вложиться в регион». «Новые рабочие места, конкуренция, снижение цен!»

Чужие деньги, чужие люди, чужие интересы, но эти «чужие» сразу получают себе изрядную долю субъектности от местных гостомыслов – идите и володейте.

Изъять и вернуть хозяину. Баста!

Разделить сиамских близнецов

Не вижу причин для личных встреч чиновника с бизнесменом. Ни одной. Но они встречаются и что-то обсуждают. Это и есть сиамские близнецы – власть и бизнес в современном государстве. Генеалогию этого дитяти разбирать не досуг, но власть и бизнес необходимо разделить. Вход бизнеса в любую администрацию только через анонимный конкурс. Иное – уголовное преступление. Так следует устроить. Именно этот двухголовый двукарманный монстр причина 99%  коррупции и криминала, проблем для местных жителей. Зеленые зоны, исторические памятники, кладбища, больницы, школы, детские сады, жилые дома – все идет под снос, когда очередному вексельбергу хочется отложить золотые яйца.

Обобщенный вывод из предыдущих глав такой: то, что разрослось, срослось и перепуталось, следует расплести и распутать. В наших терминах  власть необходимо избавить от паразитарности и вернуть субъектность изначальному субъекту – жителям региона. Известно как.

Задраить люки

Вернув субъектность жителям, мы получаем механизм, готовый к работе. Людям нужна комфортная среда, работа, перспектива для себя и своих детей, и не нужен страх, что «приедет барин и рассудит». Никто ни откуда не может приехать, если им не нужно. Потому что район закрывается на переучет. У нас это называется «Герметизация» или выживание за счет собственных средств. Русское региональное «чучхе». В чем-то оно похоже на герметизацию поврежденных отсеков корабля для сохранения плавучести.

У нас повреждены все отсеки.

Большинство российских регионов имеет потенциал жить своим трудом, а остальные определят порог выживаемости, что поможет при разработке общероссийской концепции. Еда, одежда и прочие т.н.п., образование, лечение, отдых – что из этого обязательно ввозить или искать вовне?

Полностью задраить люки не дадут, но один шанс существует. Мы сами у себя будем производить товары из минимальной потребительской корзины (МПК). Пойдет - расширим список.

Кто нам мешает, тот нам поможет

Если показалось, что автор против частного бизнеса, то это не так. Я против «жирных котов», у которых за совесть отвечает финансовый директор, против произвола крупного бизнеса и его развращающего влияния на власть. Зато всей душой за малый бизнес, которому мы и поручим производство МПК. Ее стоимость по регионам 7-10 тыс. руб/мес., в ней 150 товаров и услуг, и почти все по силам малому бизнесу. Малый бизнес (МБ) – объект постоянной спекуляции российских либералов, который они тычут в нос любому оппоненту и презрительно гнобят на реальном рынке. Для нас МБ – это передовая Герметизации. Чтобы наступать энергично, необходима региональная программа.

Согласно программе, МБ региона получает сверхвыгодные условия работы. Речь не о снижении какого-либо налога на 2% и или душевной поддержке рискнувших романтиков. Программа должна не привлекать и стимулировать, а поражать воображение, манить и стать наваждением каждого, желающего заняться собственным делом. Обязательно:

-полное освобождение от налогов на первые пяти лет;

-обязательное предоставление помещений для производства в бесплатное пользование на 5 лет с немедленным и бесплатным подключением всех необходимых коммуникаций;

-кредиты и лизинг оборудования под 2-3% сроком до 10 лет без залогов;

-создание специализированных торговых сетей, где будут продаваться только данные продукты по низким ценам.

Программа с целевым финансированием. Можно под это и банк развития создать. Ожидаемый эффект многогранен, начальные инвестиции невелики и окупаемы.

Для небольшого города в 100 тыс. человек объем произведенной продукции МПК составит 10 млрд. рублей/год, а для миллионника - 100 млрд. Такие суммы оживят экономику. Главное, они останутся внутри региона, поддержав программу. (В масштабах РФ это более 10 трлн.– второй бюджет).

А как же т.н. «свободный рынок», «конкуренция»? Ведь и торговые сети поставляют продукты из МПК, преференции – это нечестно? Честно, честно. У жителей, то бишь, у ИС целый список вопросов к «честным сетям». Почему так дорого? Почему нет местных продуктов в сезон? И пр.

ИС заинтересован в местной недорогой продукции, поэтому либеральная демагогия по боку. Кстати, вот и увидим, сумеют ли сети конкурировать с местными производителями без использования админресурса. Как думаете?

Земля и воля

Технократы, урбанисты и химики уверяют мир, что искусственная пища – наше светлое будущее. Верить им не обязательно, особенно, русским, имеющим 10% всех мировых плодородных земель. Понаблюдаем со стороны, какие результаты в третьем поколении принесет это «будущее» собратьям по разуму. Понравится – скопируем, не понравится – удвоим число пограничников.

В нашей концепции дезурбанизации, возврату людей из города на землю и земли людям уделено достаточно внимания. Здесь лишь отметим, что до четверти городских жителей хотели бы жить вне города, на земле, имей они для этого возможности, средства и навыки. Их необходимо людям предоставить, и тогда нам обеспечены продовольственная безопасность, здоровое потомство и просторные города, скинувшие излишнюю нагрузку и вздохнувшие свободней. Проглядывается три типа пользователей земли – «шестисоточники», фермеры и владельцы родовых поместий. К каждому свой подход, каждому свой набор услуг, свои опции поддержки и помощи. Большая часть продуктов из МПК – это то, что дает земля, а значит дезурбанизация – это смежная программа.

Через 10 лет вся страна превратится в цветущий сад.

Считать всегда, считать везде

Следующим этапом секвестрования власти и бизнеса является математическое компьютерное моделирование основных процессов, для чего придется создать лаборатории математики региональных проблем. Математиков в стране хватает. Проблема в другом. Отписал я как-то письмо автору фундаментальных книг по системному анализу в управлении, профессору МАИ доктору технических наук Новикову, и задал вопрос об использовании математики в современном управлении. Вот фрагмент его ответа:

«Возможно, я Вас огорошу - никто и никогда раньше и сейчас не применял и не заказывал. Для них само подозрение в осуществлении математической идентификации объекта управления является ментально кощунственным - это ведь означает, что какой-то яйцеголовый разобрался лучше них в сущностных закономерностях, да еще и всякими закорючками это знание зашифровал».

Математика жаждет реванша. Считать-то нужно много: транспортные потоки, региональный экспорт и импорт, строительство, экологию, занятость, кадровый потенциал, здоровье населения, производство, сельское хозяйство и связь между ними. Это и многое другое должно стать предметом анализа, прогнозирования, контроля, оптимизация. Численные параметры еще и лучший способ формирования наказа очередной власти.

В конце концов, местные модели объединятся для создания оптимально работающего государства, рационального использования территорий, ресурсов, земли, знаний, человеческого потенциала.

Особенно порадуются местные чиновники. Их функции сосчитают, оценят и перераспределят более рационально между региональным и муниципальным уровнями по принципу сосредоточения максимальных функций на нижних этажах. А как же!

Теперь ряд примечаний

1.В наших рассуждениях мы избегали упоминания федеральной составляющей. А она есть и будет. Изначальному субъекту, местным жителям придется мириться с стратегическим интересами государства – например, крупных оборонных госкорпораций. Через преобразования снизу возникнет общегосударственная стратегия развития, где задействуется и потенциал каждого регионального ИС и ИС всей РФ, то бишь, граждан России.

2.Мы говорили о преобразовании государства, связанного тысячами связей со всей мировой паразитической системой (о ее устройстве http://pravosudija.net/article/vladimir-tereshchenko-tramp-kak-tresnuvshee-zerkalo-amerikanskoy-mechty). Поэтому двигались помалу и конспективно. Детали дорабатываемы, когда ход ясен.

3.Но раз уж связи с миром сильны, скажем пару слов о спасении страны от этих связей. Когда в посольстве СССР в Израиле в 1952г. взорвалась граната и пострадал советский дипломат, Сталин прервал дипломатические отношения с им же организованным государством, извинения не принимались. А наша РФ каждодневно терпит убийства своих дипломатов, плевки и издевательства не только от Запада, но и бывших друзей – маленьких, мелких и визуально неразличимых. Кто ж нас уважать будет?

А уважение нужно и можно вернуть – сразу.

Следует прекратить все дипломатические и экономические отношения со странами Запада, их союзниками, вассалами и шестерками. Все. Закрыть двери на замок и пускать только тех, кто последовательно и системно подтверждал свое уважение к России и русскому народу. В крайнем случае, проживем и одни. У нас есть все, мы не Куба и не Корея. Может не навсегда, может не всем понравится. Ничего, когда мир без нас переустроится, тогда и подумаем. Посмакуйте, представьте реакцию бирж и экономик т.н. «партнеров» на данный факт - вы поймете, что обязательно и скоро переустроится. И не стоит убиваться из-за потери собственности за границей. Иногда жертвуют ферзем, если виден мат в три хода.

(В тексте использованы идеи из авторской программы «Региональное управление на основе делегированной субъектности» (РУДС).

Владимир Терещенко, консультант по управлению и маркетингу, автор книг «Маркетинг. Новые технологии в России» и «Маркетинг-терапия»